"... мечты и идеи - классно, но надо быть готовой к очень долгому пути, на котором будут неожиданные препятствия, непонимание,"не время ","это лоббизм олигархов","нет голосов" и тому подобное ... но если уверенно идти до конца, то результат будет. Просто не быстро".
Ольга Белькова
Справка
Белькова Ольга Валентиновна, партия "Блок Петра Порошенко".
Депутатские полномочия с 2012 года.
Долгий путь к реформам
Несколько лет назад, в 2014 году, газодобывающая отрасль была шокирована поднятием рентной платы. Увеличение достигло 55% и 28% для газовых скважин разной глубины. По данным ряда исследований — это были самые высокие ставки на добычу в Европе. Целью повышения было пополнение госбюджета. Даже несмотря на то, что в декабре 2015 года в ВРУ поддержали предложенные руководством Кабмина изменения - фактически, возвращение к прежним значениям ставок, 29 и 14% - нефтесервисный рынок такие колебания отбросили далеко назад.
Впрочем, уже в то время у некоторых депутатов, которые занимались энергетическими вопросами, было четкое понимание бесполезности таких повышений и свой взгляд на дальнейшее развитие отрасли.
В своем Фейсбуке Ольга Белькова вспоминает:
"В декабре 2014-го я, тогда еще почти неизвестная в своей фракции, едва смогла заставить себя спросить на фракции, в чем смысл поднятия ренты на газ у Президента и Премьера ... говорила, что это неправильно. Но мне сказали, что я не понимаю ... и уже через полгода в совете начались соревнования относительно того, кто и как быстрее снизит ренту ... это так по-украински - создать проблему, чтобы потом ее решить ....
Сегодня я, как никогда, думаю, что снова права и уже скоро в Раде появится когорта тех, кто лучше всех будет предлагать новые уникальные для Украины решения стимулирующих ставок на газ ... "
Именно так и произошло. Предложенный в конце 2016 года законопроект №5459 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины с целью внедрения стимулирующей ставки рентной платы за пользование недрами для добычи природного газа из новых скважин, почти год не находил поддержки во время обсуждений. Даже несмотря на всяческую поддержку со стороны работников нефтегазодобычи.
Впрочем, уже в декабре 2017 года в ВРУ приняли другой законопроект №6776-д, зарегистрированный примерно месяц назад, в котором также предлагается ввести стимулирующие ставки для новых газовых скважин. Здесь предложены ставки на уровне 12% и 6% в зависимости от глубины залегания нефти и газа. Эта инициатива, по мнению нефтегазового сообщества, позволит привлечь в отрасль новые инвестиции, что, в свою очередь, приведёт к увеличению объёмов добычи. Именно таких результатов удалось достичь тем, государствам, где был применён подобный подход к налогообложению.
“Сегодняшние решения для меня лично являются примером того, что надо всё-таки идти до конца! Жаль, что не все коллеги сразу же вникли и поняли наши предложения, которые были подготовлены ещё 1,5 года назад”, - отметила Ольга Белькова в своём комментарии на странице Фейсбук после сообщения о принятии законопроекта.
Вообще декабрь традиционно становится наиболее результативным при голосовании законопроектов об изменениях в добывающей отрасли. Победой декабря прошлого года стало принятие предложенного Ольгой Бельковой и её коллегами законопроекта №3038 о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно упорядочения системы поступления и использования средств из рентной платы за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата).
Больше года понадобилось, чтобы провести десятки встреч и обсуждений с общинами и местными властями, чтобы доказать выгодность поддержки добывающих предприятий для местных общин.
В соответствии с принятыми изменениями 95% ренты за пользование недрами для добычи нефти, природного газа и газового конденсата будут направлены в Государственный бюджет, 5% будут распределяться местными общинами. Из них 2% будут направлены в районные бюджеты (при наличии объединенных территориальных общин – туда будет направлено 3%), 2% - в областные бюджеты, 1% - в города районного значения, сельские, поселковые бюджеты.
Сейчас активные обсуждения по применению принятых норм еще продолжаются.
Норма вступит в силу уже с 1 января 2018 года. Только по газу местные регионы получат 1,5 млрд. грн.
Также почти год понадобился для принятия проекта закона № 3617 о внесении изменений в Закон Украины "О рынке природного газа" (относительно страхового запаса природного газа). В сентябре 2016 года изменения были приняты. Согласно им, поставщики обязаны создавать страховой запас природного газа в размере десяти процентов запланированных месячных объёмов поставки поставщиком природного газа потребителям на следующий месяц.
В этом году одной из самых ожидаемых добывающими компаниями инициатив были предложенные Ольгой Бельковой изменения в некоторые законодательные акты Украины в законопроекте №3096-д относительно упрощения некоторых аспектов нефтегазовой отрасли. Поддержка этих изменений депутатами в первом чтении оставляет надежды на облегчение жизни недропользователей при получении разрешительных документов.
Законопроектом, в частности, предусмотрено, что "при переходе из состояния опытно-промышленной разработки в промышленную разработку предприятиям, учреждениям и организациям, которые проводят разведывательные работы, разрешается использовать земельный участок на основании договора на проведение разведочных работ с владельцем земли или по согласованию с землепользователем на период оформления документов, удостоверяющих право пользования им».
Также урегулировано понятие и расширены виды земельного сервитута. Так, согласно расширенным нормам, владельцы или пользователи земельных участков или другие заинтересованные лица, могут требовать установления земельных сервитутов при строительстве и размещении объектов нефтегазодобычи, а также при размещении объектов трубопроводного транспорта.
В законопроекте урегулировано возмещение убытков собственникам земли и землепользователям за использование сельскохозяйственных угодий для нужд нефтегазовой отрасли.
Также предполагается, что владельцам нефтегазоносных недр, которые получили специальные разрешения на пользование такими недрами, не требуется получать дублирующее по сути разрешение - горный отвод.
По многочисленным заявлениям представителей добывающих компаний, зачастую срок получении документов является равным времени бурения скважины.
Определенные новации законодательной инициативы касаются и распоряжения геологической информацией: "Геологическая информация о недрах, полученная и обработанная за счет средств пользователя недр, принадлежит ему на праве собственности. Владелец такой геологической информации имеет право распоряжаться ею, в том числе, продавать и передавать в пользование резидентам и нерезидентам Украины без получения согласований органов государственной власти или местного самоуправления ".
Также предлагается не относить нефтяные и газовые скважины и объекты их обустройства, расположенные за пределами населенных пунктов, к объектам градостроительства и объектам строительства. Отсутствие такого уточнения ранее требовало присвоения скважинам адресов, как объектам городской застройки, что затягивало время их ввода в эксплуатацию.
Многие инициативы Ольги Бельковой направлены на поддержку внедрения прозрачности в добывающих отраслях.
В частности, в ожидании рассмотрения проект закона об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях № 6229 от 23.03.2017, который предусматривает ответственность за нарушение требований законодательства о раскрытии информации о деятельности добывающих компаний и направлен на борьбу с коррупцией в сфере и усиление прозрачности в добывающих отраслях.
Своего времени ожидает и законопроект № 5370 от 07.11.2016 относительно стабилизации деятельности Государственного акционерного общества "Черноморнефтегаз" в связи с временной оккупацией территории Украины. Цель законопроекта - создать возможность для продления срока действия специальных разрешений на пользование недрами, выданных на участки, расположенные на временно оккупированной территории и не допустить банкротства этой стратегически важной компании.
Как видим, планомерно и последовательно, хотя и не быстро, законодатели идут по пути внедрения необходимых для развития одной из бюджетообразующих отраслей Украины.
“Пока все только говорят о потенциале увеличения добычи, либо полагаются на чудо-чудесное. Но чудеса не могут быть основой стратегии, и государство должно более системно и методично подходить к формированию предпосылок привлечения инвестиций в такую технологически сложную и капиталоемкую отрасль. Без выполнения этого плана мы и дальше будем зависимыми от импорта, а наш собственный газ будет оставаться под землей”.